Вы здесь

29 марта 2013 года состоится заседание Координационного совета при Главном управлении по реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в Сибирском федеральном округе

Координационный совет обсудит вопросы создания условий получения бесплатной юридической помощи для малоимущих и иных социально незащищенных категорий граждан в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа: «Правовое регулирование в сфере оказания бесплатной  правовой помощи в субъектах РФ Сибирского федерального округа»; «Органы исполнительной власти субъектов РФ Сибирского федерального округа, уполномоченные в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью»; «Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи»; «Дополнительные категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи»; «Государственная система бесплатной юридической помощи»; «Негосударственная система бесплатной юридической помощи».

В работе Координационного совета примут участие заместитель Министра юстиции РФ А.Д.Алханов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Л.Е.Бурда, Главный федеральный инспектор Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Б.Б.Афанасьев, первый заместитель губернатора Новосибирской области А.К.Соболев, мэр г.Новосибирска В.Ф.Городецкий, председатель Координационного совета начальник Главного управления Минюста России по Новосибирской области А.И.Плотников, представители органов государственной власти Российской Федерации Сибирского федерального округа, Управления Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе, руководители территориальных органов Минюста России в округе и подведомственных Минюсту России Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний - члены Координационного совета, представители региональных отделений Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», нотариального и адвокатского сообщества, государственных юридических бюро, высших учебных заведений, научного сообщества, Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви.

 

В 9:40 в холле большого зала заседаний мэрии г.Новосибирска (Красный проспект, 34, 2 этаж) состоится брифинг заместителя Министра юстиции Российской Федерации Алу Дадашевича Алханова и начальника Главного управления Минюста России по Новосибирской области Александра Ивановича Плотникова для представителей СМИ.

Для прохода в здание мэрии г.Новосибирска при себе иметь паспорт или служебное удостоверение.

 

Аккредитация представителей СМИ до 16.00 28.03.2013 по телефону: (383) 217-02-01.

E-mail: smi@djsib.atlas-nsk.ru;

Иванов Андрей Андреевич,

217-02-01

8-913-949-9194.

 

ДЛЯ СПРАВКИ:

Вступивший в силу с 15 января 2012 г. Федеральный закон от 21.11.2011  № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»  направлен на создание условий получения бесплатной юридической помощи для малоимущих и иных социально незащищенных категорий граждан.

Данным нормативным актом установлены гарантии реализации права на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в Российской Федерации и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

Реализация в субъектах Российской Федерации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также принятие  законов и иных нормативных правовых актов, в том числе расширяющих перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Опыт работы в данном направлении свидетельствует, что результаты в значительной степени зависят от уровня взаимодействия и скоординированности действий всех государственных и муниципальных органов, участвующих в этом процессе, адвокатского и нотариального сообществ, юридических клиник и некоммерческих организаций юридического профиля.

 1.   Правовое регулирование в сфере оказания бесплатной  правовой помощи в субъектах РФ Сибирского федерального округа

 В течение 2012 года и до настоящего времени в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа идет процесс формирования нормативно-правовой базы для реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Принимаются новые законы, вносятся изменения в действующее законодательство в соответствии с положениями Федерального закона о бесплатной юридической помощи.

Из 12 субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа в 8 приняты законы о бесплатной юридической помощи (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Забайкальский край, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская и Томская области); в 2-х субъектах внесены изменение в действующие законы (Республика Тыва и Омская область); законы не приняты в Алтайском и Красноярском краях (в Алтайском краепринят подзаконный акт в данной сфере).

 2. Органы исполнительной власти субъектов РФ Сибирского федерального округа, уполномоченные в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

 В большинстве субъектов Российской Федерации Сибирского Федерального округа в соответствии со ст.12 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи определен уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью:

- в Республике Бурятия, Забайкальской крае и Иркутской области таким органом является Управление (Департамент) по обеспечению деятельности мировых судей;

- в Республике Тыва – Министерство Республики Тыва по делам юстиции;   

- в Новосибирской области – Министерство юстиции Новосибирской области;

- в Республике Хакасия – Государственный правовой комитет Республики Хакасия;

- в Омской области – Министерство государственно-правового развития Омской области;

- в Томской области – Администрация Томской области;

- в Красноярском крае – по проекту закона – Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края;

- в Республике Алтай - по проекту распоряжения главы Республики Алтай – Министерство труда и социального развития Республики Алтай.

В Алтайском крае и Кемеровской области уполномоченный орган на сегодняшний день не определен.

 3. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи

 В соответствии со статьей 29 Федерального закона о бесплатной юридической помощи финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи,  возлагается на органы государственной власти Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов России.

На сегодняшний день в 3 субъектах не предусмотрены средства на финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи (Республика Алтай, Кемеровская и Омская область).

В других субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа законодательно закреплены средства на компенсацию расходов адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи.

Так, в Республике Бурятия бюджетом субъекта предусмотрены средства в размере 580 800 руб., в Республике Тыва – 700 000 руб., в Новосибирской области – 2 435 000 рублей.

Законом Красноярского края от 01.12.2011 «О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014» предусмотрены средства на реализацию Закона края от 26.11.2004 № 12-2582 в период 2012-2014 в размере 3 300(!) руб. ежегодно.

Необходимо отметить, что в Забайкальском крае в 2012 году средства из краевого бюджета на осуществление бесплатной юридической помощи не выделялись. На 2013 год на эти цели предусмотрено 2 351 000 руб.

 В десять раз произошло увеличение финансирования бесплатной юридической помощи в 2013 году в Республике Хакасия в сравнении с 2012 годом. Так, в бюджете на 2012 на указанные цели было предусмотрено 100 000 рублей. Республиканским бюджетом на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг. предусмотрен 1 000 000 руб. на реализацию Закона от 05.10.2012 № 82-ЗРХ «Об оказании бесплатной юридической помощи в  Республике Хакасия».

В Алтайском крае объем бюджетных ассигнований на оказание бесплатной юридической помощи в 2013 году составляет 763 000 руб. Однако основная часть денежных средств, приходится на годовую заработную плату двух специалистов многофункционального центра, выполняющих работу по оказанию бесплатной юридической помощи.

В Томской области в областном бюджете предусмотрено 10 000 000 руб. на функционирование ОГКУ «Государственное юридическое бюро по Томской области».

В Иркутской области в областном бюджете на оказание бесплатной юридической помощи предусмотрено 2 686 000 рублей, из них 602 000 руб. на компенсацию расходов адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, а также финансовое обеспечение адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселённых местностях; 2 084 000 руб. – на финансирование деятельности областного государственного казенного учреждения «Государственное юридическое бюро по Иркутской области». В феврале 2013 года уполномоченным органом (департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области) в Министерство финансов Иркутской области направлено предложение по уточнению параметров областного бюджета на 2013 год по финансированию деятельности областного государственного казенного учреждения «Государственное юридическое бюро по Иркутской области» на сумму
6 658 000 руб.

 4. Дополнительные категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в Сибирском федеральном округе

 Положениями ст.20 Федерального закона о бесплатной юридической помощи установлены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы.

Это  граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума; инвалиды I и II группы; ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда; дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители; граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";  несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве); граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";  граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители; граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К полномочиям субъектов России как раз и отнесено расширение  перечня категорий, а также перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи и определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В 6 субъектах  Российской Федерации Сибирского федерального округа региональным законодательством расширены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. (Республика Бурятия, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская и Томская область).

 5. Государственная система бесплатной юридической помощи

 Согласно ст. 15 Федерального закона о бесплатной юридической помощи участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

3) органы управления государственных внебюджетных фондов;

4) государственные юридические бюро.

Для первых трех вышеуказанных участников функция по оказанию юридической помощи составляет дополнительную задачу, которая решается наряду с приоритетными направлениями деятельности.

В порядке, установленном указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов России правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи могут наделяться адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь.

По информации, представленной территориальными органами Минюста России, действующими на территории Сибирского федерального округа, в Республике Тыва, Алтайском крае, Томской области, Республике Бурятия   определены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и организации, входящие в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Государственные юридические бюро

 Продолжают работу по оказанию бесплатной юридической помощи действующие с 2006 года государственные юридические бюро в Иркутской и Томской областях. Семь лет назад пилотный федеральный проект охватил  несколько субъектов России, два из них – на территории нашего округа.

Реальная помощь, предоставляемая юридическими бюро в виде устных консультаций, составления документов правового характера, участия сотрудников в качестве представителей в гражданском процессе, оказалась настолько востребованной гражданами, проживающими на территории данных субъектов, что оба Госюрбюро открыли по 4 дополнительных пункта приема граждан. При определении места нахождения подразделений Госюрбюро учитывались такие критерии как численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, удобное транспортное расположение населенных пунктов, максимальная приближенность к отдаленным и труднодоступным районам. Сотрудники Госюрбюро по Иркутской области, помимо этого, проводят прием граждан в помещениях общественных организаций, социально-реабилитационных учреждений и в управлениях министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

С 09.01.2013 Государственное юридическое бюро Иркутской области продолжило свою работу в форме областного государственного казенного учреждения.

По информации, представленной Управлением Минюста России по Томской области, региональная власть также заинтересована в дальнейшей деятельности Государственного юридического бюро. С нынешнего года Госюрбюро передано в собственность Томской области с внесением соответствующих изменений в его учредительные документы. В настоящее время это учреждение действует в качестве Областного государственного казенного учреждения «Государственное юридическое бюро по Томской области».

С 2006 года и по настоящее время в «Госюрбюро по Иркутской области» за оказанием бесплатной юридической помощи обратилось более 34 тысяч граждан, в «Госюрбюро по Томской области» - около 27 тысяч.

Эффективность деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи в государственных юридических бюро была признана при разработке Федерального закона о бесплатной юридической помощи. Указанным законом Государственные юридические бюро включены в состав участников государственной системы бесплатной юридической помощи и переданы в ведение субъектов Федерации. В тех регионах, где отсутствовала такая форма оказания бесплатной юридической помощи, законом субъекта России может быть предусмотрено создание Госюрбюро.

 Адвокатура

 В соответствии с Федеральным законом о бесплатной юридической помощи адвокаты участвуют в функционировании как государственной, так и негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

Квалифицированную юридическую помощь на профессиональной основе населению Сибирского федерального округа оказывают более 7 тысяч адвокатов.

Во всех субъектах округа имеются нормативные акты, предусматривающие оплату труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Право на её получение имеют категории граждан, установленные ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и названные выше.

В Новосибирской области адвокаты принимают активное участие в работе Центра по оказанию бесплатной юридической помощи, действующего при Главном управлении Минюста России по Новосибирской области с сентября 2011 года, где юридическая помощь за это время была оказана более чем 800 гражданам.

В феврале 2013 года Адвокатской палатой Новосибирской области разработано положение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами Новосибирской области, участвующими в государственной системе бесплатной юридической помощи, которое включает регламентацию всего механизма оказания адвокатами бесплатной юридической помощи, начиная с организации приема посетителей и заканчивая прохождением документов по оплате труда адвокатов.

Нотариат

Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предоставление юридической помощи гражданам не предусмотрено. Тем не менее, все без исключения нотариальные палаты Сибирского федерального округа активно участвуют в оказании бесплатной юридической помощи населению - ими организовано и проводится консультирование граждан, в том числе малоимущих, по вопросам совершения нотариальных действий, гражданам  разъясняются их права и обязанности в рамках совершения нотариальных действий, они предупреждаются о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность граждан не могла быть использована им во вред.

 6. Негосударственная система бесплатной юридической помощи

 Юридические клиники

На территории Сибирского федерального округа бесплатная юридическая помощь оказывается в 59 юридических клиниках при ВУЗах, из них: 20 – в Кемеровской области, 11 – в Новосибирской области, по 5 – в Алтайском крае, Омской и Иркутской областях, по 3 – в Забайкальском крае и в Томской области,  2 – в Республике Бурятия, по 1 – в Республике Алтай, Тыве, Хакасии и Красноярском крае.

Организация и порядок деятельности юридических клиник определяется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи».

К работе в юридических клиниках при ВУЗах допускаются студенты старших курсов юридических факультетов после изучения ими соответствующих теоретических дисциплин. Юридическую помощь они оказывают под контролем и руководством кураторов из числа профессорско-преподавательского состава. Данная практика формирует у студентов профессиональные навыки, они получают опыт консультирования граждан, применяют на практике теоретические знания.

В 2012 году в юридические клиники округа обратилось более 8 тыс. граждан. В основном это неработающие пенсионеры, инвалиды, малоимущие граждане, безработные, учащиеся, лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

 Негосударственные центры бесплатной юридической помощи

 До принятия Федерального закона о бесплатной юридической помощи оказание отдельными организациями этой помощи носило разрозненный и нестабильный характер.

В настоящее время участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи могут на добровольных началах выступать такие субъекты гражданского общества как некоммерческие организации, в том числе адвокатские и нотариальные сообщества, а также отдельные адвокатские образования и адвокаты, создавая негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

27 марта 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).